Каких мер поддержки на самом деле не хватает малому бизнесу

Несмотря на весь комплекс мер поддержки, воспользоваться помощью смогли далеко не все упрощенцы. Одни не получили льготы, поскольку не прошли по коду ОКВЭД, другие не попали в реестр МСП. Мы выяснили, что они ждут от государства, и разобрались, стоит ли рассчитывать на помощь.

1. Расширить список пострадавших

Как мы писали в прошлых статьях, субсидии могли получить лишь субъекты МСП, код ОКВЭД которых на 01.03.2020 попал в список пострадавших. Сами чиновники неоднократно отмечали, что список пострадавших кодов ОКВЭД не полон и требует корректировки. Его дополняли четыре раза (постановления Правительства от 03.04.2020 № 434, от 10.04.2020 № 479, от 18.04.2020 № 540, от 12.05.2020 № 657 и от 26.05.2020 № 745). Кроме того, в Правительстве обсуждали, что подход к оказанию помощи исходя из кодов ОКВЭД не совсем правильный. Но в период жестких ограничений это был самый оптимальный вариант, чтобы быстро помочь пострадавшим.

Проблема в том, что пострадавших было гораздо больше. Например, в перечень включили розницу, а опт нет, хотя у оптовиков также упал доход, так как розничные точки перестали закупать товары или снизили объемы заказа. В итоге одни компании не попали в заветные списки, хотя их деятельность была приостановлена. Другие вели деятельность из списка пострадавших, но не смогли претендовать на льготы, поскольку вовремя не привели в порядок коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ. ФНС неоднократно разъясняла, что права на льготу нет (письма ФНС от 10.07.2020 № БС-18-11/1148@ и от 16.07.2020 № БС-4-11/11536).

Есть ли шанс что-то изменить. В мае Минэкономразвития направило в Правительство письмо, в котором предложило дать бизнесу возможность до 1 июля уточнить код основного вида деятельности внутри класса (подкласса), группы (подгруппы), чтобы претендовать на господдержку.

Правительство поручило ФНС дать оценку предложения, но служба высказалась отрицательно (письмо ФНС от 08.07.2020 № БВ-18-3/1124@). Во-первых, если дать право компаниям уточнить код ОКВЭД, то придется пересматривать ранее принятые решения об отказе выдачи субсидий. Во-вторых, компании, которые уточнят код ОКВЭД, получат и право на нулевые тарифы взносов за II квартал, а это приведет к тому, что фонды недополучат доходы.

2. Продлить субсидии

В чем проблема. Многие компании до сих пор не могут оправиться от ограничений и вынуждены либо закрыться, либо временно приостановить деятельность, поскольку денег на зарплаты нет. Проблему можно было бы решить, если бы государство продлило период выплаты субсидий на зарплату.

Есть ли шанс что-то изменить. Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов направил Президенту письмо с предложением продлить на июнь и июль программу зарплатных субсидий. По данным бизнес-омбудсмена, в июне и июле во многих регионах продолжали действовать ограничения для отдельных предприятий. В июне не работали около 350 тыс. субъектов МСП в пострадавших отраслях, в июле — порядка 188 тысяч предприятий. Пока неясно, поддержат ли в Правительстве эту инициативу. Но если субсидии продлят, мы сообщим об этом.

3. Дать льготный тариф НКО

В чем проблема. С 1 апреля субъекты МСП получили право на льготный тариф по взносам 15 процентов.

Тариф применяется с зарплаты сверх МРОТ. Право на него имеют малые и средние компании, которые попали в реестр МСП (подп. «а» п. 9 ст. 2, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Но проблема в том, что большинство некоммерческих организаций не включают в реестр (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Поэтому СНТ, некоммерческие партнерства и некоторые другие НКО не получили право на льготу.

Есть ли шанс что-то изменить. Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления уже обращался в Минфин с вопросом распространить льготный тариф 15 процентов на некоммерческие организации. Но Минфин ответил, что НКО, которые ведут деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта, до 2024 года платят взносы по тарифу 20 процентов с доходов, не превышающих предельную базу. Так что дополнительные меры поддержки, по мнению Минфина, НКО не нужны и пересматривать тарифы не будут (письмо Минфина от 21.05.2020 № 03-15-06/42222).

Конечно, Минфин не учел, что право на льготную ставку 20 процентов имеют не все НКО. И сейчас получается, к примеру, СНТ платят взносы по тарифу 30 процентов с выплат в пределах МРОТ и сверх минималки. Мы обратимся в Минфин с предложением пересмотреть льготные тарифы для тех НКО, кто не имеет права на льготный тариф 20 процентов. О решении министерства сообщим.

4. Снизить налог на имущество

В чем проблема. Кадастровая стоимость имущества достаточно высокая. И если компания владеет помещением в офисном или торговом центре, то надо платить налог на имущество. При этом неважно, что в период пандемии фирма не могла пользоваться имуществом в полной мере. Сумма налога от этого не изменится.

Есть ли шанс что-то изменить. Еще в прошлом году в Госдуму внесли законопроект № 757476-7, в котором предлагали снизить ставку налога на имущество с 2 до 0,5 процента.

Предполагалось, что льгота коснется упрощенцев, которые платят налог с кадастровой стоимости, и ставка будет ограниченна в течение трех лет — 2020, 2021 и 2022 годов.

Но Комитет по бюджету и налогам дал отрицательное заключение на проект. По его мнению, данный проект ограничивает права регионов и приведет к снижению доходов субъектов. Поэтому, прежде чем менять НК, надо внести поправки в законы о бюджетах регионов, чтобы возместить им неполученные доходы из-за сниженной ставки. Кроме того, комитет напомнил, что регионы сами могут устанавливать льготы по налогу в зависимости от категорий плательщиков. В итоге проект отклонили и надеяться на льготную ставку во всех регионах нет смысла…

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Есть льготы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: