Страхование торговых залов в аренде: почему владельцу стоит в нем поучаствовать

«Очнувшись» после весенне-летней волны пандемии и спровоцированных ей ограничений, а также воспользовавшись довольно продолжительной теплой осенью, строительные компании по всей стране спешно завершают строительство торговых центров. Вопреки пессимистичным ожиданиям, желающих занять новые места в крупных комплексах довольно много. А владельцы этих мест, наученные недавним опытом, сразу прописывают в арендном договоре обязательное страхование ответственности арендатора.

Так много видов страхования для арендаторов и арендодателей

Хотя данный страховой продукт реализуется в России уже давно, вопросов по нему по-прежнему много. Отчасти они вызваны тем, что сам страховой договор для коммерческой недвижимости и услуги по страхованию для ее пользователей, предлагаются в нескольких вариантах:

  • страхование самого объекта – торгового центра (преимущественно интересно его владельцам и инвесторам);
  • страховка на время ремонта в здании (может оформляться как пользователем, так и собственником);
  • страхование ответственности арендатора перед посетителями;
  • страховка ответственности арендатора перед арендодателем (за сохранность конструкций, отделки и т. д.).

Это только самые востребованные страховые продукты. Есть и другие, о которых многие пользователи до сих пор могут не знать.

Тот случай, когда арендодателю выгодно взять процесс на контроль

Но уже по представленному списку понятно, что страховой полис может оформляться как в интересах владельца ТРЦ, так и для финансовой защиты его партнера-арендатора. Кроме того, договор со страховщиком может затрагивать отношения арендатора и арендодателя, а может касаться только пользователя помещений и его взаимодействия с третьими лицами.

Учитывая существенную разницу между страховыми продуктами, легко понять, какая путаница может возникнуть в рядах неопытных страхователей. Неудивительно, что арендодатель часто сталкивается с проблемой оформления не того страхового договора, который он хочет видеть, согласно контракту об аренде, или заключением страховки с нарушением его условий.

Пока культура страхования арендуемых помещений в торговом центре среди пользователей таких объектов только формируется, владельцам зданий, как считают эксперты, полезно будет взять процесс страхования в свои руки. Что это даст, и как это должно выглядеть?

Почему собственнику помещений стоит выступить страхователем

По правилам имущественного страхования в России (к которому, к слову, до сих пор относится и страхование ответственности), оформлять договор со страховщиком должно заинтересованное лицо. Да, арендатор выступает таковым на основании договора аренды, но многие страховщики предпочитают работать именно с трехсторонними договорами, по которым:

  • страхователем и выгодополучателем является владелец зданий;
  • застрахованное лицо – арендатор;
  • продавец страховой услуги – лицензированная страховая организация.

Под предпочтением страховщика стоит понимать более привлекательные условия программы и оптимизированные тарифы по сделкам, в которых участвует арендодатель.

Важный нюанс

Есть и еще одна веская причина, чтобы владельцу заключить договор страхования сдаваемых в аренду торговых залов на себя, – право регресса со стороны страховщика. На самом деле это довольно распространенная практика, когда:

  • арендатор, выступая страхователем, заключает договор на полную рыночную стоимость вверенного ему помещения;
  • по факту страхового случая страховая компания выплачивает средства для восстановления объекта;
  • после выплаты страховщик обращается к собственнику помещений, чтобы тот компенсировал расходы страховой организации, если авария на объекте могла произойти по вине собственника этого объекта (например, из-за несвоевременно проведенного ремонта коммуникаций или согласования некачественных материалов для ремонта).

При страховании недвижимости от собственного имени ее владелец автоматически получает «иммунитет» на такие случаи.

Об ответственности

Конечно, при оформлении страховки ответственности арендатора за вверенное ему имущество или ущерб третьим лицам подобная практика (оформление страхового договора собственником помещений) невозможна. В этом случае остается только подробно оговаривать в частном порядке или письменно в договоре аренды все существенные условия страхования (лимиты компенсаций, франшизу, сроки и т. д.).

При этом владельца ТЦ объективно интересует только первый вариант страховой услуги (ответственность арендатора за недвижимое имущество во время эксплуатации или ремонта). Что до ответственности пользователя за ущерб третьим лицам, то ее страхование не избавит арендодателя от аналогичной ответственности. Если его вина в происшествии будет иметь место. Ему нужен свой страховой «щит» на подобные случаи.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Есть льготы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: