Уголовный кодекс – не, для, бухгалтера?! Или разрывной НДС

Сегодня налоговики сообщают о том, что их ведомство проделало серьезную работу по устранению недостатков в работе АСК НДС, которые выражались в том, что не было надлежащего порядка в системе учета счетов-фактур. Это приводило к ошибкам технического и методологического характера со всеми вытекающими последствиями.

Дорогостоящие разрывы

Немного статистики. Налоговый разрыв, который возникает в тех случаях, когда покупатель заявил вычет, а продавец соответствующие данные не отразил, составляет примерно 0,4 – 0,5 процентов от всего оборота НДС по России. В денежном исчислении это составляет несколько сотен миллиардов рублей ежеквартально. Разумеется, контролеры стараются отработать эти суммы в рамках камеральных, а если их сроков не хватает, то и выездных проверок.

Суммы, конечно, не малые. Но до начала работы над этой проблемой ФНС констатировала объем разрывов в 8 процентов (порядка триллиона рублей ежеквартально).

Между фискальным ведомством и специалистами по минимизации налогообложения идет острая борьба. При этом «минимизаторы» прекрасно разбираются в процедурах налоговиков, которые регулируются внутренними регламентами, адресными письмами.

Гонка на выживание

Один яркий пример. Налоговые разрывы в ФНС начали фиксировать, начиная с 2015 года. Тут же случилась корректировка схем. Поскольку наличие в цепочке однодневки тут же маркируется АСК НДС-2, туда стали включать вроде бы нормальные компании, которые отражают НДС, но в то же время отсутствует связка с физической уплатой налога. Так создается фиктивная задолженность.

Затем появились и другие приемы (то же дробление бизнеса, подача уточненки с искаженными контрольными соотношениями), которые затягивали сроки камералок до крайних пределов, не фиксируя напрямую наличие налогового разрыва.

При этом реакция налоговиков на внедрение новых способов минимизации запаздывает хотя бы потому, что требует не только методологических разработок, но и законодательного их закрепления.

Тренд сезона

Что актуально сегодня? В ФНС отмечают, что схемы, рассчитанные на одного бенефициара, используются все реже. Преобладают услуги по минимизации, которые адресованы сразу целому пулу выгодоприобретателей. И услуги эти остаются достаточно востребованными по объективным причинам: экономика пробуксовывает из-за пандемии.

Отсюда смена стратегических установок контролеров. ФНС старается не только бороться с теми или иными бенефициарами схем, поставлена задача по локализации площадок, предоставляющих фиктивные вычеты.

Если речь идет о площадках, где используется движение денежных средств, то фискальное ведомство может применять такие инструменты, как ст. 172, ст. 178 УК РФ. Но когда приходится иметь дело с площадками, представляющими только фиктивный документооборот, налоговики могут рассчитывать лишь на ст. 54.1 НК РФ и ст. 199 УК РФ.

Чтобы восполнить нехватку репрессивных инструментов, налоговое ведомство сегодня лоббирует включение в состав УК РФ новой статьи, предусматривающей ответственность за налоговое мошенничество (такие нормы имеются во многих странах мира).

Сегодня риск ответственности почти полностью выпадает тем, кто пользуется услугами незаконных оптимизаторов, именно их обвиняют в уклонении от уплаты налогов. А сами минимизаторы практически ничем не рискуют. Это чем-то напоминают ситуацию, которая сложилась в некоторых странах ЕС, где к ответственности привлекают не проституток, а только их клиентов.

Налоговики планируют посвятить 2021 год отработке формулы, которая позволит привлекать поставщиков услуг по фиктивному документообороту не только к административной, но и к уголовной ответственности. Иначе, считают в ФНС, прикрыть такие налоговые «прачечные» нереально.

Конкретные задачи

Какие задачи для этого предстоит решить? Одна из них носит логистический характер. Необходимо отладить взаимодействие фискальных и правоохранительных органов на территории различных регионов, на участках, подведомственных различным инспекциям. Это весьма актуально ввиду широкого распространения межсубъектовых схем по формированию налоговых разрывов. ФНС будет работать над созданием эффективных сквозных процессов расследования правонарушений и преступлений и привлечения виновных к ответственности.

Кроме того, ФНС рассчитывает на применение большего числа идентификационных данных для определения периметра мошеннических площадок с последующим включением их в автоматический программный инструментарий контролеров. И нынешний год уйдет в том числе и на регламентацию таких показателей с последующей их автоматизацией.

Также налоговики намерены обсудить с коллегами из правоохранительных органов способы взаимодействия во время проведения проверок с применением новых показателей.

И только после этого фискальное ведомство готово начать процедуру включения новой статьи в УК РФ.

Евгений Сивков

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Есть льготы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: